Все мероприятия обязательно сопровождались народными играми, кроме того, им посвящалась и часть времени на уроках физкультуры «городки», «лапта», «чиж». С опорой на труды московской этнолингвистической школы выделяются мифологические персонажи, возникающие как результат мифологизации и демонологизации умерших душа, покойник, предки родовые и коллективные , «ходячий» покойник , описываются некоторые релевантные для них функции и мотивы. Трансформационные процессы в культуре и языке Костромского края. Листова, Л. Есть ли вина человека и какая? Однако в последу- ющем у ученых сложилось понимание того, что изучение только рабочего класса не дает представления о культуре городских жи- телей в целом и не может рассматриваться как адекватное отра- жение происходящих в городе социокультурных процессов. Оценка поведения человека в русском диалектном дискурсе на материале диалектной лексики Костромского Поветлужья Ярослав Смирнов. Sokolovskii S. Каждый год он состоял пример- но из одних и тех же акций: ветераны шли колонной к воинскому кладбищу, в городском парке играл духовой оркестр и устраивал- ся большой концерт силами коллективов Дворца культуры. Кулагина 15 5—20 августа Костромской обл. В частности, укажем на систематические полевые ис- следования, которые проводятся в области группой екатерин- бургских этнолингвистов под руководством Е. В сборнике обсуждается широкий круг проблем, связанных с изучением динамики современных культурно-языковых процессов в одном из важных исторических регионов России - Костромском крае. Например, на Троицу в Нерехте на некото- рых улицах можно было видеть березки, украшенные ленточками и яркими тряпочками. Изначально не было далеко идущего плана работ фольклори- стов Московского университета в Костромском крае — поездки первых лет предполагали ознакомление с современным состояни- ем фольклорной традиции региона, поэтому были организованы в районы, находящиеся в далеко отстоящих друг от друга частях области: Макарьевском, Чухломском, Нерехтском.
ГУО «Средняя школа № г.Минска имени И.Н.Зубачёва». Астафьева Н.Е. А Информатика и И К Т: практикум для профессий и специаль ностей технического и социально-экономического профилей.
Sozdanie sovremennogo obriada i traditsiia. Kostromskoe nauchnoe obshchestvo po izucheniiu mestnogo kraia — Всё связанное с наследием рус- ской традиционной культуры объявлялось досадным пережитком прошлого и в качестве такового деятельно искоренялось. Масленицу сжигали это считалося» ПМА , д. Морозов — Этнодиалектные исследования неразрывно связаны с иссле- дованиями лингвистических локальных общностей: говоров, диа- лектов, идиолектов и т. Часть материалов относится к дореволюцион- ному периоду, это семейные истории о жизни родителей наших информаторов, содержащие сведения о составе семьи, занятиях, в т. Морозо- вым и И.
Гончарный промысел Костромского края. Костромская земля — Краеведческий альманах «Костромская земля». В конце — начале х годов и в более поздний период в Костромской области работали экспедиции Зубовского института, впоследствии переименованного в Российский институт истории искусств Лапин 14; Разумовская , а также Института русской литературы Пушкинский дом. Ковылин С. Без родимые без мамоньки Никто не бережет. Еще одним моментом, на который хотелось бы обратить вни- мание, являлась тенденция к увеличению различных денежных сборов: деньги собирали с жениха как при приезде за невестой в ходе различных испытаний , так и при отъезде в ЗАГС, а также после регистрации во время катания молодых. Последний рай- он был объектом особого внимания А. Возникновение и функци- онирование локальных явлений определяется преимущественно ситуативными факторами, связанными со средой существования той или иной группы населения, ее взаимодействием с окружаю- щей средой и необходимостью оперативного подстраивания под изменяющиеся условия. Raj Kumar. Дубровка Нерехтского р-на.
С самого начала эти праздники планировались как общественные мероприятия, практически исключавшие домашнюю часть. Кострома: КГУ им. Kadyiskie nalichniki. Зуева — Зуева Т. Матлин — Матлин М.
Vinogradov N. Городская этнография в исследованиях середины х годов. Ковпик, А. Харина , Нерехтский р-н А. Морозов может осуществляться унификация культурных форм Герд В историко-культурных и этнографических исследованиях предметом изучения часто выступает «традиция».
Купец-историк А. Moscow: Gardariki, Громов — Громов А. Антониха и Михаленино Варнавинского р-на. В частности, укажем на систематические полевые ис- следования, которые проводятся в области группой екатерин- бургских этнолингвистов под руководством Е. В целом, можно сказать, что характер и само существование массовых праздников в городе во многом, если не во всем, стало зависеть от работы учреждений культуры. Материалы и источники Андроников — Андроников А. Заметной чертой в сфере праздничной культуры в е годы было сосуществование фрагментов локальных традиций, извест- ных жителям города. Плюснин — Плюснин Ю. Гадают и сейчас, в том числе и молодые варнавинцы — гадание на суженую записано, например, от летнего Ильи Мягкова. Так, зафиксирован рассказ о том, как девушка плака- ла и пела на могиле матери: Я у мамы на могиле Крёст серебряной нашла. На костромском мате- риале в дореволюционный период был написан ряд добротных эт- нографических работ подробнее: РИЭА ; РФБУ ; РФБУ ; РФБУ , в которых описывались специфические мест- ные обряды вроде «похорон Ярилы», приводились тексты заго- воров, песен разных жанров, рекрутских причитаний, материалы по мифологическим представлениям, свадебному и похоронному обрядам Нефедов ; Завойко ; Виноградов ; Смирнов ; Нефедов ; и др. Лексика льноводства, прядения и ткачества в ко- стромских говорах по реке Унже: Словарь. Харина , Нерехтский р-н А. Tomilov N.
Этнографический сборник. Изначально не было далеко идущего плана работ фольклори- стов Московского университета в Костромском крае — поездки первых лет предполагали ознакомление с современным состояни- ем фольклорной традиции региона, поэтому были организованы в районы, находящиеся в далеко отстоящих друг от друга частях области: Макарьевском, Чухломском, Нерехтском. Впервые полевая практика в Костромской области была прове- дена в г. Кардинальные изме- нения в социально-экономической жизни страны, произошедшие в последние два десятилетия прошлого века, отразились на куль- турно-бытовом укладе, как деревни, так и города. Основной материал - полевые записи авторов, сделанные в и гг. Download Free PDF. У нас всегда так уж в Пасху и ходят, и ходят все на могилку.
Запросватали товарку, Невесёлый дом стоит, Ни в которое окошечко Она не поглядит. Значительный вклад в последние несколько десятилетий сделан в изучение местных особенностей языка ономастики и говоров как костромскими исследователями Ганцовская, Маширова ; Ганцовская ; Громов ; и др. Современные исследования Костромского края и проблемы регионалистики Крючкова, Т. Собранные материалы послужат картографированию средокрестных песен в Поветлужье записано 43 средокрестные и вьюнишные песни. Репрессии были направле- ны против наиболее талантливых и трудолюбивых представителей крестьянства, которые насильственно отрывались от своих корней; планово-директивное управление земледелием без учета регио- нальной специфики2 и веками вырабатывавшегося в каждом регио- не приспособленного к местным условиям способа хозяйствования привело к истощению земли, ставшей непригодной для выращива- ния сельскохозяйственных культур; неоднократно проводившееся сселение «неперспективных деревень» лишило крестьян малой ро- дины и превратило молодое поколение в люмпенов, не привязан- ных ни к земле, ни к собственности. Похожая ситуация наблюдалась и в семейной обрядности.
Закрытие единственного предприятия ста- вило жителей города на грань нищеты. Правда, как отмечали работники Дома культуры, это удавалось плохо. Кулагина 1 11—14 июля Костромской обл. Это, в свою очередь, повлекло за собой постоянное обновление игрового репертуара, смену одних акций другими, более интересными, пре- стижными, модными. Многие руководящие и рядовые сотрудники проис- ходили из семей потомственных рабочих-ткачей, которые, посто- янно живя в близлежащей деревне и ведя сельское хозяйство, при- ходили работать на фабрику. Смирнов — Смирнов В. В тот раз нам удалось сделать от А.
Gnesinykh, vol. Лучшие моменты работы фолькло- ристов с нею зафиксированы на видеосъемку. На протяжении двадцати лет — с г. Ярославль: Ярославский госу- дарственный педагогический институт им. Сценарии написаны в стихах, причем один стилизован под «Сказку о царе Салтане» Пушкина «Ой, вы гости-господа, долго ль ездили, куда? Ляпунов, Истомин — Песни русского народа.
Лапин — Лапин В. При изучении семьи и праздничной культу- ры также выявлялись традиционные черты. Полевые материалы были отчасти опубликованы в научной периодике и хрестоматии по русскому фольклору, изданной этими авторами Зуева ; Зуева, Кирдан Объедине- ние в рамках современной административной единицы районов, ранее входивших в другие историко-культурные зоны, позволяет более четко проводить внутрирегиональные границы при изуче- нии культуры и языка и динамики их развития в течение по край- ней мере последних двух столетий. Иванова и А. Кострома: КГУ им. Кроме того, многие из опрошенных жителей города были выходцами из сельских поселений данных районов. Злобина 5 Костромской обл. Особо интересовало участников изучение местной календар- ной обрядовой поэзии, прежде всего ареалов распространения средокрестных песен, бытующих на территории России лишь в нескольких областях Ярославской, Костромской, Нижегород- ской, Тверской и, как показали наши наблюдения, частично Во- логодской. В описываемый период четко прослеживалась тенденция к превращению свадьбы в шоу, в котором разграниче- ны функции ведущего и зрителей. Кулагина, 25 5—23 июля Костромской обл. Городская этнография в исследованиях середины х годов.
Изард — Изард У. Галиче и Рыбной слободе, с одной стороны, и в прилегающей к г. Часть материалов относится к дореволюцион- ному периоду, это семейные истории о жизни родителей наших информаторов, содержащие сведения о составе семьи, занятиях, в т. Wanda Snow. Морозов песни, пословицы и поговорки. Закрытие единственного предприятия ста- вило жителей города на грань нищеты. Однако они вполне применимы и в гуманитарных науках Основания регионалистики ; Малькова, Тишков В городах Буй, Парфеньево, Нерехта работал И.
Budina O. Горь- кого Б. Применяя определения «архаическая» или «современная» тради- ция, мы обычно считаем наличие таких признаков «само собой разумеющимся» фактом, причем их инвентарь каждый раз уста- навливается достаточно произвольно, исходя из «интуитивно по- нятных принципов». А ключ в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в ларце, а ларец тот на дереве высоком». В целом, можно сказать, что характер и само существование массовых праздников в городе во многом, если не во всем, стало зависеть от работы учреждений культуры. Есть ли вина человека и какая? Трансформация праздничных традиций в постсоветский период. Данные факты отражают новое отношение социума к свадеб- ному обряду. Turovskii R. Какие песни, частушки об этом помните? Итогом полевых исследований костромского края стала богатая коллекция фольклорных записей, хранящаяся в архиве кафедры, а также ряд публикаций: фольклорных сборников, исследовательских и научно-популярных статей.
Значительный вклад в последние несколько десятилетий сделан в изучение местных особенностей языка ономастики и говоров как костромскими исследователями Ганцовская, Маширова ; Ганцовская ; Громов ; и др. В году 1 Мая был переиме- нован в Праздник Весны и Труда, в этот день во Дворце культуры устраивался концерт и развлекательная программа с различными конкурсами. Итогом полевых исследований костромского края стала богатая коллекция фольклорных записей, хранящаяся в архиве кафедры, а также ряд публикаций: фольклорных сборников, исследовательских и научно-популярных статей. By using our site, you agree to our collection of information through the use of cookies. В описы- ваемый период уже хорошо стали заметны те тенденции, кото- рые ярко проявились в последующем. На костромском мате- риале в дореволюционный период был написан ряд добротных эт- нографических работ подробнее: РИЭА ; РФБУ ; РФБУ ; РФБУ , в которых описывались специфические мест- ные обряды вроде «похорон Ярилы», приводились тексты заго- воров, песен разных жанров, рекрутских причитаний, материалы по мифологическим представлениям, свадебному и похоронному обрядам Нефедов ; Завойко ; Виноградов ; Смирнов ; Нефедов ; и др. Записи обы- чаев и обрядов Московской губ Можайского у. Elio Schaechter. Ганцовская — Ганцовская Н. Движение Merjamaa: этнокультурный реконструкторский проект как поиск новой русской идентичности Eleonskaia E.
Закажите в совместной покупке новинки отечественных и зарубежных издательств от торгового дома Люмна на СП Кубани. Ступени роста – тезисы й межрегиональной науч.-практ. конф. молодых ученых, Кострома, – г. / сост. и отв. ред.
Related Papers. Нефедов — Нефедов Ф. Помимо работы в районных центрах — пос. Самосознание ярославских и костромских отходников и процессы трансформации традиционной культуры на рубеже XIX—ХХ веков Кострома: КГУ им. Ковпик , Пыщугский р-н А. Современная деревянная культовая архитектура Костромской области. Крючкова, Т.
Семейные праздники и обряды в провинциальном городе конца х годов. А вот пожилые, конечно, они справляли старые праздники — Рождество и Пасха. Часть материалов относится к дореволюцион- ному периоду, это семейные истории о жизни родителей наших информаторов, содержащие сведения о составе семьи, занятиях, в т. Новая локальная история — Новая локальная история: по следам Интер- нет-конференций. Относи- тельно х годов можно с уверенностью говорить об утрате свадебным обрядом сакрального характера, что привело к пре- обладанию в нем развлекательно-игровой составляющей. Pskovskii regionologicheskii zhurnal, , vol. Smirnov V.
Купить Лирика капсулы 300 мг телеграм Айа-Напа Между городом и деревней: образ жизни кре- стьянина-отходника во второй половине XIX — нач. Томилов Ну, по незнанию кто-то и кладёт ПМА , г. К числу активно живущих традиций можно отнести заговор- но-заклинательную традицию, которая сохраняется как в устной, так и в письменной форме преобладают лечебные заговоры, но за- писаны также любовные присушки и отсушки, хозяйственно-про- мысловые и общественные заговоры, молитвенные обереги. Движение Merjamaa: этнокультурный реконструкторский проект как поиск новой русской идентичности Полевые материалы представ- ляют собой ручную запись проводимых по программам интервью с жителями городов, а также с местными краеведами, работни- ками культуры и работниками местных администраций.
Приходи- ли пели, танцевали. В описываемый период четко прослеживалась тенденция к превращению свадьбы в шоу, в котором разграниче- ны функции ведущего и зрителей. Наряду с этим еще довольно значи- тельная часть традиционных лирических песен, романсов и особен- но свадебных песен активно и более или менее повсеместно бытует среди всех слоев местного населения, причем лишь незначительная доля этих произведений входит в репертуар организованной художе- ственной самодеятельности. Главным календарным праздником в описываемый период стала Масленица, которая вобрала в себя разнородные традиции празднования, возможно даже и не связанные с этим праздником, но которые расценивались его организаторами как «масленич- ные» и «русские народные». Регион может быть объектом изучения отдельных гуманитар- ных дисциплин, которые выделяют в его рамках свое предметное поле. В статье рассматривается деятельность кафедры языков народов Сибири ЯНС Томского государственного педагогического университета по сохранению и популяризации языков и культур, исследованием научной проблематики которых в ТГПУ занимаются уже более 70 лет. Moscow: Progress, Традиционной остается и организация труда отходников, как и раньше они работают «артелями», состоящими из 3—4 мастеров и 2—3 помощников-подмастерьев. Pskovskii regionologicheskii zhurnal, , vol. Песни, частушки. Поповой в — гг. Межевской район Костромской области, г. Полякова — Полякова Л. Лебедева, И.
Кулагина, 22 17 июля Нижегородской обл. Даже, несмотря на ха- рактерные для новейшей истории процессы глобализации, приво- дящие к стандартизации и унификации быта, традиции народной культуры в той или иной мере продолжают сохраняться у русских не только в сельской местности, но и в городе. Например, сбор денег подружками невесты во время выноса «елочки» на свадебном пиру в этом районе она переделала «под сбор подарков для молодых». Оценка поведения человека в русском диалектном дискурсе на материале диалектной лексики Костромского Поветлужья В этот период произошли кардинальные сдвиги также и в общественном сознании, многие элементы свадебного обряда по- теряли сакральный характер, что ускорило их утрату.
Дата обращения 20 февра- ля г. Научная литература Андрющенко — Андрющенко И. Отдельным предметом исследования может быть, например, фольклорная топонимия Костромской области Пьянкова, Старикова или культур- ный ландшафт в целом. Во всех перечисленных выше исследованиях важную роль играет не только региональный, но и локальный аспект тех или иных изучаемых проблем. Оценка поведения человека в русском диалектном дискурсе на материале диалектной лексики Костромского Поветлужья Гадания сосредоточены в том пери- оде времени — Святках, — в который происходит контакт человека с потусторонним миром и его силами. Regionovedenie: Uchebnik. Одной из удобных форм их презентации являются этнодиалектные словари. Кулагина 6 7 февраля Костромской обл. Направление процессов социокультурных трансформаций. Предсказания и легенды о войне, о предзнаменованиях войны, о предсказаниях победы, о чудесных случаях спасения на войне.
Click here to sign up. Igor Morozov. Крещение завершает Святки; по народным поверьям, это время «без креста», т. В связи с закрытием ряда предприятий и безработицей возродилось отходничество, которое было характерно для дорево- люционного времени. Заметим, что признак «региональность» по сути достаточно субъективен и антропоцентричен, поскольку чаще всего «реги- он» как некая таксономическая единица выделяется не только на основе объективных природных, географических факторов, но и с учетом определенных культурно и социально обусловленных представлений об однородности и целостности того или иного объекта, что позволяет говорить о социально-географической ре- гионалистике Соколовский 55— Варнавой, имя которого и носит город до х гг. The author conducts a comparative analysis of ethnolinguistic dictionaries and dictionaries of ethnic dialects, and discusses the assets that they can provide for the study of local traditions of various types. Zhirnova G. Na primere gorodov Kaluga, Elets, Efremov. Зуева — Зуева Т. Гладкий, Чистобаев — Гладкий Ю. Наметилась тенденция к сокращению свадеб- ного обряда, который довольно часто стали проводить в один день. Хотя общественные меро- приятия в эти дни состояли из чествований ветеранов, военнослу- жащих действительной службы и запаса, или же женщин, в быту эти праздники приобрели куртуазный характер.
Ковылин С. Пред- ставим методы и некоторые результаты исследования. Moscow: Nauka, В связи с этим представляется интересным проанализировать конкретные механизмы трансформации свадебной обрядности. Дата обраще- ния 20 февраля г. При этом тип признаков и их состав суще- ственно варьируется и зачастую определяется не их значимостью, а различными соображениями иного, не научного порядка, напри- мер, политической идеологией и конъюнктурой. В году 1 Мая был переиме- нован в Праздник Весны и Труда, в этот день во Дворце культуры устраивался концерт и развлекательная программа с различными конкурсами. Ор- ганизация свадьбы в ресторане, где участники бывают ограничены в своих действиях требованиями персонала например, чтобы не испортить интерьер, нельзя прикреплять на стены плакаты и ло- зунги, устраивать метение пола с битьем посуды , также заметно влияет на состав проводимых акций. Сопоставление материалов, собранных в ходе этих полевых изысканий, с более ранними позволяет увидеть новые тенденции в развитии народ- ной культуры. Описывая брачную ночь, ведущая говорила о ней как о полете в космос, во время которого «были проведены следующие испытания: стыковка и расстыковка, вращение вокруг оси» и т.
Они содержат не только сведения о том или ином культурном факте, но и эмоциональную реакцию на него, позво- ляющую увидеть его субъективную ценность для респондента и понять ментальные установки говорящего. Create new account. Одним из наиболее интересных проектов является издание «Сборников аннотированных фольклорных и бытовых текстов обско-енисейского языкового ареала» 7 томов двойной направленности для академических сотрудников и в помощь желающим изучать языки народов Сибири. Объедине- ние в рамках современной административной единицы районов, ранее входивших в другие историко-культурные зоны, позволяет более четко проводить внутрирегиональные границы при изуче- нии культуры и языка и динамики их развития в течение по край- ней мере последних двух столетий. Материалы VII науч. Сопоставление материалов, собранных в ходе этих полевых изысканий, с более ранними позволяет увидеть новые тенденции в развитии народ- ной культуры. Так, на второй день сексуальную коннотацию получали мно- гие акции.
Transformation processes in the culture and language of Kostroma region. Л; СПб. Морозов графия, традиционная музыкальная культура, народный театр, народные игры, этнография детства и др. Ветлуги у ключа, по легенде освященного самим св. Семейные предания: сюжеты, идеализирующие прежние отноше- ния между старшими и младшими в семье; брачно-семейные нормы и современное состояние семьи. Солигаличе в г. Наибольший интерес для исследования представляет собой сфе- ра праздничной культуры и семейной обрядности, поскольку они наиболее быстро отзываются на происходящие социально-эконо- мические трансформации. Moscow: Nauka, , pp. Записи обы- чаев и обрядов Московской губ Можайского у. Gnesinykh, vol. Сказочный колорит подчеркивается обращениями «добрый молодец», «красная девица», выражениями «хоромы высокие», «слова заветные» и др.]
Морозов Отметим существенное расширение источниковой базы за счет появившихся в последнее время электронных ресурсов, на которых можно найти библиографию, электронные версии книг, журналы и иные материалы по истории, археологии, этнографии и языку Костромского края. Знаете ли о том, как в селе разрушали церкви, сбрасывали колоко- ла, притесняли верующих и духовенство? Article Summary I. На обратном пути в Москву участники экспе- диции заезжали в Нижегородский государственный университет к профессору К. Личность Е. В нашем случае — это личность Ефима Васильевича Честнякова, которая представляет интерес для разных дисциплин, от исторической и филологиче- ской персоналистики Ганцовская до этнографии, этному- зыковедения и агиографии Кирюшина ; Кирюшина б , то есть фактически до микроистории и социальной психологии. В памяти по- жилых людей сохранились частушки о Великой Отечественной войне. Честняков: от биографии к «агиографии» к постановке вопроса